Энерджайзинг (от англ. energize – возбуждать, побуждать к действиям; придавать энергию) – односеансная методика культурно-психологической помощи при квазипатологических состояниях, для преодоления которых человеку необходимо повысить свой энергетический потенциал за счёт резерва жизненных сил организма. Одной из наиболее распространённых проблем такого рода является игнавия (лат. ignavia) – состояние своеобразного психологически обусловленного гипобиоза. Именно применительно к игнавии и была разработана эта методика.
Структура сеанса. – Сеанс состоит из трёх частей: две первые являются программными, а третья сводится к специальной медитации. Большая часть программного материала представлена в виде информационной композиции. Её первая часть посвящена ознакомлению с концепцией сеанса и определению образа жизни после него, а вторая – прояснению смыслов основных экзистенциально-мировоззренческих вопросов. По ходу композиции изложение необходимых понятий и представлений перемежается музыкально-поэтическими интермедиями. Общая постановка мероприятия такова, что большинству его участников удается войти в эмоциональный резонанс и таким образом подтянуться на соответствующий энергетический уровень. Заключает сеанс специальная медитация, предназначенная для фиксации нового состояния.
О дискретности жизни и возможности застревания в одном из состояний. – В основу энерджайзинга положен тот факт, что жизнь – не ровный процесс, а чреда различных психофизиологических состояний, которые различаются между собой по разным параметрам и в частности энергетически. Организм всегда находится в одном из таких состояний. Переходы между ними совершаются дискретно, то есть скачком: человек либо спит, либо бодрствует; либо неподвижен, либо движется. Этот принцип «либо-либо» иначе можно назвать принципом переключения. Обычно переключение осуществляется спонтанно, то есть само собой, и человек даже не замечает этого. Однако в ряде случаев переход из одного состояния в другое либо затруднён, либо вообще невозможен без посторонней помощи. Так дело обстоит, например, при нарушении засыпания, когда человек вынужден обращаться за медицинской помощью. Подобная ситуация складывается и тогда, когда по тем или иным причинам имеет место застревание в состоянии с низким энергетическим потенциалом. Если проблема является патологической, для её преодоления необходимо медицинское вмешательство. Однако гораздо чаще лечить не от чего. Среди подобных, квазипатологических, проблем, формирующихся по культурно-психологическим причинам, чаще всего наблюдается состояние, для обозначения которого более всего подходит латинский термин ignavia.
Игнавия. – Главные этимологические значения слова ignavia: вялость, расслабленность, недостаток энергии, бесплодность, бесполезность... Согласно концепции С.П. Семёнова, известной как СВИТЧИНГ, все эти явления могут быть признаками особого психофизиологического состояния, при котором основные жизненные процессы обеспечивают лишь самосохранение организма, так что осуществление любых видов деятельности, не имеющих прямого отношения к данной задаче, связано с повышенным риском для здоровья. Чаще всего такое состояние обнаруживается в связи с наступлением климакса и выходом на пенсию. Однако это отнюдь не единственный механизм, и игнавию можно наблюдать у совсем молодых людей. По своей физиологической сути игнавия подобна таким известным явлениям гипобиоза, как оцепенение у пойкилотермных животных и спячка у гомойотермных. Однако есть и фундаментальное отличие: те состояния являются приспособительными реакциями, когда сокращение жизнедеятельности обеспечивает выживание в неблагоприятных условиях. При игнавии же, ни полного прекращения деятельности, ни многократного замедления основных жизненных процессов не происходит, так что в целом из-за снижения энергетического потенциала жизнеспособность скорее снижается, нежели возрастает...
О природе игнавии. - Для современной физиологии базисным является понятие о гомеостазе, то есть, способности живых существ поддерживать постоянство своего состава и строения. Однако по мнению С.П. Семёнова не менее важным должно быть, пока ещё плохо осознаваемое, понятие о том, что организм на протяжении всего срока своего существования является не просто системой, а системой целеустремлённой; иными словами – имеет определённое предназначение… Поскольку осуществление целевой функции предполагает наличие некоторого избытка энергии, соответствующий энергетический режим обеспечивает и основные жизненные процессы, и этот избыток. Именно такой режим и надо считать нормальным. Игнавия же – вид гипобиоза, состояние с наименьшим энергетическим потенциалом, в которое организм переключается из-за утраты целевой функции... Это может быть, как следствием действительной потери способности осуществлять данную функцию в силу тех или иных объективных причин, так и следствием осознаваемого или бессознательного отказа от неё по психологическим причинам. Чаще имеет место именно этот социо-культурно-психологически детерминированный отказ, то есть своеобразная запрограммированность на игнавию. Поэтому для преодоления данной проблемы необходимо контрпрограммирование. Энерджайзинг это и есть такое контрпрограммирование, осуществляемое аутогенно.
О родовой функции. - С эволюционной точки зрения биологической целью существования любого живого организма является продление рода. При этом сама функция продления рода (она же – родовая, эротическая, генеративная) является цементирующей весь организм. Её осуществление и подчинение ей — обязательное условие нормального течения жизни и максимального долголетия. Ярким свидетельством справедливости данной формулы служит тот факт, что у многих видов живых существ продолжительность жизни лишь незначительно превышает репродуктивный возраст. Как только особь утрачивает способность к продолжению рода, её общая жизнеспособность резко падает… На первый взгляд с людьми дело обстоит иначе. Однако надо принять в расчет, что воспроизводство человека отнюдь не завершается деторождением, ведь человек – существо не только биологическое, но культурное и социальное. Вне человеческой культуры, вне человеческого общества (иными словами – как животное) человек мало жизнеспособен. Так что для человека продление рода (осуществление родовой функции) предполагает ещё, во-первых, воспитание до такого возраста, когда потомок сможет существовать самостоятельно; во-вторых, передачу ему культуры, то есть информации, без которой наш вид не жизнеспособен; в-третьих, поддержание и развитие общественного строения. Отсюда явствует, что человек потенциально – долгожитель, ибо его организм эволюционно рассчитан на решение всех этих задач. А они простираются далеко за пределы детородного возраста. Существует достаточно свидетельств, что для человека, занятого решением этих задач, естественная смерть вообще не является жёстко запрограммированным событием: она наступает лишь в результате накопления организмом неисправимых поломок. И, наоборот, если человек перестаёт соответствовать своему предназначению вовсе, то есть утрачивает и детородную, и культурную, и социальную функции, вероятность его преждевременной гибели гораздо выше. Согласно теории свитчинга это обусловлено, с одной стороны антропоптозом; с другой – переходом в состояние игнавии. Если антропоптоз это реакция самоликвидации человека либо путём самоубийственного поведения, либо путём внутреннего саморазрушения, которое невольно запускает он сам, то игнавия – просто состояние пониженной жизнестойкости. К сожалению, при нынешнем устройстве общества и соответствующей ему культуре, как антропоптоз, так и игнавия чрезвычайно распространены. Всё дело в том, что оба эти явления в большинстве случаев запускаются психосоциальной депривацией, при которой человек фактически лишён силой социальных, культурных или психологических обстоятельств возможности осуществлять родовую функцию – лишён цели... Ведь осуществление этой функции предполагает не только сексуальные отношения, но постоянное зиждительное взаимодействие с другими людьми и с обществом, в ходе которого человек, реализуя свою индивидуальность, действует на общее благо и испытывает удовлетворение от своих усилий. Лишение этой возможности быть полезным и получать знаки признания своей полезности либо запускает антропоптоз, либо ведёт к игнавии. Игнавия – такая же естественная реакция на психосоциальную депривацию, как и антропоптоз. Только антропоптоз это реакция самоликвидации, а игнавия – реакция спонтанного перехода к своеобразному гипобиозу, к консервации организма в качестве системы, способной лишь к самосохранению. Игнавия имеет место тогда, когда естественная потребность в социальном служении не очень велика, так что невозможность её удовлетворения не вызывает тяжёлой фрустрации… Если же фрустрация сильна, развивается антропоптоз. По сравнению с ним игнавия, то есть своеобразная консервация это, конечно, не так уж и плохо. Но, во-первых, такая спонтанно наступающая консервация почти всегда неполноценна и потому всё же располагает к преждевременной гибели. Во-вторых, и это – главное, в отличие от запущенного антропоптоза игнавию можно преодолеть – путём перепрограммирования. Энерджайзинг и представляет собой сеанс такого перепрограммирования, которое осуществляется в основном аутогенно. Так что энерджайзинг – вид рекультурации.
Понятие о программах и возможности контрпрограммирования. - Хотим мы того или не хотим, но, будучи культурными существами, мы действуем на основе воспринятых программ. Переключение в гомеостатический режим и существование в этом состоянии является тоже запрограммированным событием. Соответствующие программы определяют жизнь человека, который либо не может начать, либо приостановил, либо прекратил функционирование в качестве родового существа. В зависимости от обстоятельств автоматически запускается одна из таких программ. Что касается самих обстоятельств, то, как уже указывалось, чаще всего это наступление климакса и выход на пенсию... Другие виды психосоциальной депривации, при которых социальное понуждение к прекращению общественного служения не столь очевидно, менее масштабны, хотя само понуждение нередко сильнее. А вообще, в современном обществе огромное множество людей находится в положении лишних, когда вся социальная роль сводится лишь к тому, чтобы выступать в качестве средства циркуляции денег… Нередко причиной преходящей игнавии, – когда она имеет вид сплина, хандры, – является разочарование во всех видах служения. При этом человек как бы сам отказывается от родовой функции и от какого бы то ни было предназначения. Красивые литературные примеры таких состояний находим у героев Пушкина, Льва Толстого, Достоевского: Онегин[1], Болконский (после Аустерлица), Иван Карамазов – каждый из них на время погружался в игнавию. Однако в действительности подобное разочарование обычно выглядит куда менее живописно… Иногда гомеостатический режим выражает неспособность найти приемлемую форму служения. Такова, например, история Обломова... И очень часто игнавия обнаруживает естественную социальную трусость, когда человек, не находя в себе сил бороться, противодействовать угрозам, просто бежит от активной жизни в этот своеобразный гипобиоз… – Итак, переключение в игнавию и существование в ней определены той или иной из соответствующих программ. Что же можно сделать для оптимизации жизнедеятельности?
Возможности оптимизации состояния при игнавии. – Как явствует из всего изложенного, находясь в игнавии, человек лишает себя возможности обнаружить природу долгожителя. Одного этого достаточно, чтобы постараться изменить своё состояние. Здесь очевидны два пути: консервация и регенерация.
Консервация. – Если выход из гипобиоза по тем или иным причинам практически невозможен, надо хотя бы оптимизировать состояние, придав своему образу жизни форму разумного консерватизма. При этом достаточно избавить свою жизнь, с одной стороны, от избыточного потребления; с другой – от тех видов деятельности, которые отнимают жизненные силы, а никакой личной ценности не представляют. Поскольку каждый человек опирается не столько на разум, сколько на бессознательно воспринятые программы поведения, задача сводится в основном к ревизии этих программ и аутогенному перепрограммированию. Консервативный образ жизни включает в себя только то, что либо необходимо для сохранения здоровья и относительного благополучия, либо имеет безусловную личную ценность, лишаться которой человек не желает даже ради здоровья и долголетия.
Практика показывает, что консервативный образ жизни, избавленный от излишнего потребления, неадекватных видов деятельности и связанных с ними болезнетворных переживаний, сам по себе позволяет жить довольно долго. Это касается, прежде всего, женщин, ибо женский организм, будучи предназначен для деторождения, весьма прочен по своей природе. Итак, одна возможность оптимизации состояния – простая коррекция образа жизни в направлении полноценной консервации.
Регенерация. – Другая возможность состоит в выходе из гипобиоза, за счёт включения родовой функции. Понятно, что сама по себе данная возможность реальна только в том случае, если человек психологически готов и способен придать своему бытию больше смысла, подчинив свой образ жизни одному из видов соответствующего возрасту, природным задаткам и опыту социального служения. Чтобы воспользоваться ею, надо не просто принять к сведению представление об игнавии, но достаточно точно всё понять, так чтобы в ходе второй и заключительной части сеанса энерджайзинга занять более энергичную позицию, а после начать «новую жизнь», сознательно выстраивая её как целеустремлённую и целеподчинённую.
[1] Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.